Этот пост на самом деле первый в этом блоге. Все предыдущие я переносила со старого.

Еще год назад слово «ценности» для меня было слишком абстрактным и представлялось одним из ряда затертых возвышенных концепций типа: права человека, толерантность, мораль и пр. За это время и «ценности» для меня наполнились смыслом и права человека с толерантностью обрели смысл. Всё благодаря работе в правозащитном проекте с увлеченными своим делом людьми, личностному кризису и работе с психологом.
И с этого времени я стараюсь обозначить что для меня важно и отмечаю как часто я переступаю через это, делая сама себя несчастной. Поскольку счастье — это результат работы над своими ценностями.
Неоконченный список моих ценностей:
  1. Здоровье.
    Как физическое, так и психологическое (гармония). Поиск баланса с самой собой для меня неосознанный приоритет последние несколько лет.
  2. Семья.
    Год назад этот приоритет не входил в тройку самых для меня важных. Но, кое-что изменилось и я поняла, что семья и тот фон, который царит в ней — напрямую влияет на мою удовлетворенность жизнью. Просто последние лет 18 в ней (я говорю о семье своих родителей) не было атмосферы поддержки, принятия и любви. В итоге я забыла о то, что семья — это счастье). Этот пункт скорее имеет отношение к психологическому балансу.
  3. Расширение своего горизонта понимания мира (опыт/знания).
    Не знаю на сколько имеет право на существование такая формулировка, но возможность получать новый опыт, пробовать, узнавать новое, понимать как устроен мир на грубом и тонком планах для меня невероятно важно. Вопрос: «Что я здесь делаю? Как всё это работает» не оставляет меня с детства. Я бы даже назвала их главным стимулом. По этой причине я наивно поступила на философский факультет. На втором курсе, правда, выяснила, что философы сами путаются в ответах.
    Потом поняла, что в целом человек сам выбирает позицию в отношении этих вопросов и выстраивает свою жизнь согласно своему пониманию. Но все же, я верю, что есть ответ не только на субъективном, но и на объективном уровне. И он точно не имеет никакого отношения к продолжению рода или чего-то такого.
    Разрешение на ошибки и делание чего-то просто так, потому что еще не делала особенно было важно для меня до 30. Сейчас границы вовлечения во что-либо установлены. Например, меня не интересуют наркотики, и пр. Но я по-прежнему воспринимаю жизнь как возможность познания через опыт и информацию. Реально, только в этом и есть смысл.
    Только ответ на вопрос: «Зачем заводить детей?» как описание того, что это новый опыт может заинтересовать меня в материнстве.
    Можно подумать, что я робот, но это не так. Я просто не делаю из детей смысла жизни, потому что это пагубно и очень честно сейчас отвечаю самой себе на вопросы о том, что же для меня ценно.
  4. Самовыражение/творчество.
    Трудно описать что я вкладываю в это понятие. Мне очень важно создавать во всех сферах жизни. На кухне — делать не по рецепту, а по тому, как я чувствую и чтобы всегда это было что-то новое. В дому — уют и порядок, придумывать новые способы сделать квартиру приятной и комфортной, на работе — иметь возможность делать задания не по схеме, а искать свои способы оптимального решения задачи. Нет, конечно, придерживаясь общего плана, но мне важно проявлять своё отношение и чувство к тому, что я делаю. Поэтому делаю все небыстро. Но для меня это важно. Не знаю в чем может быть плюс такой черты. Я хочу проживать всё, что делаю. Деятельность для меня — самое важное (после базового пункта про здоровье). Не обязательно общественная, но какая-то созидательная. Здесь сразу возникают ассоциации с творчеством, но мне кажется, что творчеством в обычном понимании, типа там рисовать, играть на инструментах и пр. у меня очень плохо. Жутковато для меня звучит, т.к. я считаю художественное творчество благом и великой способностью, но я побаиваюсь творческого процесса. Несмотря на то, что у меня есть творческая профессия, которой я совсем не занимаюсь сейчас.
    Творчество — это же шаг в неизвестное. Когда неизвестного слишком много — я начинаю паниковать, что заблудилась и не справлюсь, а те шаги, которые предпринимаю, оцениваю слишком критически. Смотрю на процесс из перспективы достижения цели в самом ее презентабельном варианте. Не разрешаю себе быть в процессе, хотя мне это так необходимо.
    Вообще я завидую людям, которые по своему психотипу художники, которые без проблем и паники живут в процессе.
    Возможно вариантом здесь может стать занятие художественным творчеством. Я бы могла вернуться к фотографии, тем более, что сейчас занимаюсь организации курса по проектной фотографии. Я бы могла и сама в нём поучаствовать. Но что-то внутри меня не соглашается на фотографию и просит живописи, а еще лучше — керамики.
    С другой стороны, я уже говорила, что на самом деле творчеством пронизана вся моя жизнь и оно имеет отношение не только к искусствам.
    Давно хочу прочитать Г.С. Альтшуллера «Жизненная стратегия творческой личности» (хоть от слова «гений» меня и трясет).
    Ссылки: http://vikent.ru, https://vk.com/gsaltshuller и https://www.youtube.com/user/vikentru.
    Сейчас подумала о том, что ценность здоровье для меня настолько объемна, что наверное, необходимо внутри нее еще провести ранжирование.
    Я люблю выстраивать системы, схемы и порядки. С детства у меня была любовь к складыванию вещей. Мама довольно часто это отмечала. Я любила забываться в этом процессе. Всегда если уборка — то на целый день. Тщательное размещение вещей по местам чтобы было красиво и свободно дышать. При этом дома у меня полный хаос обычно. Сначала я долго складываю, а потом быстро все раскидываю. Осознание тщетности усилий и огромного количества времени, потраченного на это меня просто убивали раньше. Сейчас я забила. Стараюсь класть вещи на место, наезжаю на мужа, когда он раскидывает носки (в последнее время, кстати. вроде перестал. победа!), но получается пока не очень. Забыться в процессе теперь не могу себе позволить. Дни короткие, а дел много( нельзя(
  5. Свобода общения.
    Очень трудная для меня тема.
    Мне очень важно взаимодействовать с людьми, но я не могу это делать в большой компании. Наверное, поэтому у меня никогда не было своей компании. Я по этому поводу раньше очень грустила. Для меня важно общаться человеком один на один. Боже ну и фраза, но я общаюсь для того, чтобы соприкоснуться с человеком душой. Если контакт произошел, я называю наши разговоры душеспасительными. Потому что они дают мне энергию, ощущение ценности и полезности проведенного времени. Я никогда не понимала как можно просто тусить во дворе целый день или как-то еще бесцельно проводить время. Это же не интересно.
    В больших компаниях я теряюсь и вообще не знаю как себя в них вести. Меня жутко изматывает нахождение среди шумных людей. Скорее всего изматывает то, что я стараюсь как-то регулировать своё поведение и не могу просто расслабиться. И вот вопрос: это моя натура или такое лечится? Хотела бы я спокойнее чувствовать себя в компании — да.
    Для меня очень важен баланс нахождения в обществе. По опыту работы в офисе и дома могу сказать, что только фриланс или только офис для меня не вариант. Мне важно иметь возможность по желанию менять свою социальную среду, передвигаться. Иначе я начинаю дуреть.
    С еще одно стороны пережив неоднократный и довольно жесткий буллинг в школе и некоторую ситуацию унижения в университете я по привычке занимаю позицию при которой исключаю себя из общества, считаю себя не имеющей право. В последнее время с этим все лучше, но в голове по-прежнему сидит привычный страх того, что я инвалид в общении. Он меня гложит.
    Общение с иностранцами для меня вообще какой-то непреодолимый затык. Ужасно боюсь делать ошибки, переспрашивать и вот это вот все. В голове сидит воображаемая мариванна и постоянно стыдит меня за ошибки.
    Что говорить, я и по-русски-то часто боюсь говорить. Бывает, что начинаю фразу, но потом боюсь запутаться, поторопиться и сказать выразиться как-то неловко, а потом быть уличенной собеседником в глупости. Привыкла, что на меня нападают.
    Но, конечно, так не всегда. Бывают моменты, когда я в себе полностью уверена и могу заткнуть за пояс любого обидчика. Такое происходит после того, как я получаю сигнал об уважении со стороны собеседника или аудитории. Но на начальном этапе у нас, как правило, все демонстрируют закрытость. Вот я и тушуюсь.
    Хотя мне не обязательно получать апришиэйт со стороны. Если я сама по себе это чувствую, то вполне спокойно общаюсь с людьми и воспринимаю их реакции. Вывод такой: нужно растить в себе самоценность и беречь ее.
  6. Связь с большим миром.
    Мне очень важно иметь связь с другими странами, получать знания в мировом контексте и контактировать с другими культурами. Поэтому я учила английский, затем немецкий. Но, почему-то никак не доучу.
  7. Красота.
    Просто не знаю как без неё жить. Мне дурно от того, что есть люди, для которых она не имеет большого значения.
  8. Уважение.
    Себя и других.

Фуф, это было непросто всё расписать. Видно, что я еще плаваю в формулировках, но я старалась быть как можно точней.
Этот список будет изменяться и пополняться.

В следующем посте я бы хотела описать какие действия стоит предпринять по поводу реализации этих ценностей в моей жизни. По логике выстраивание жизни согласно своим представлениям о важном — это гарант счастливой жизни.

Как говаривал Клеобул — один из семи великих мудрецов Греции — «Ничего сверх меры».

Я афоризмы ненавижу, но этот просто постепенно становится моим кредо. Найти бы эту фразу в оригинале и сменить статус ВКонтакте))